Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания. Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет.
Скорость, сила, выносливость гибкость представляют из себя базу формирования двигательных навыков, а хорошие координационные способности необходимы для развития и совершенствования двигательных навыков у любого спортсмена, а также и у детей и подростков. В современном глобализирующемся мире эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность подрастающего поколения. В таких сложившихся условиям необходимо сказать о важности развития координационных способностей детей дошкольного возраста.
Одной из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста является развитие двигательной функции и умения управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Говоря о задачах физического образования, важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью.
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.
На сегодняшний день было проведено множество разных исследований, но ни одно из них не дает точных сведений о развитии координационных способностей детей 5-6 лет. Часто исследования носят спорный характер и отличаются друг от друга, что доказывает сложность и многообразие влияния упражнений на повышение показателей. В этом и заключен самый важный акцепт научной актуальности исследуемой проблемы.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – фитбол-аэробика как средство развития координационных способностей детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования – предполагается, что фитбол-аэробика способствует развитию координационных способностей детей 5-6 лет.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занятий фитбол-аэробикой на развитие координационных способностей детей 5-6 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы нижеследующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме влияния занятий фитбол-аэробикой на развитие координационных способностей детей 5-6 лет.
2. Разработать методы и организацию исследования.
3.Обосноватьвлияния занятий фитбол-аэробикой на развитие координационных способностей детей 5-6 лет
Методы организации исследования:
1) теоретический анализ научно-методической литературы;
2) анкетирование, опрос;
3) методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проходило на базе______________________ в период с __________ 20__ года по _______ 20___ года.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-АЭРОБИКОЙ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1. Характеристика отдельных координационных способностей и особенности их формирования
Л.П. Матвеев при определении понятия «координационные способности» особое значение придает такому вопросу, как - по каким критериям проводится оценка данных способностей? Критерии в данном случае - это измерители оценки уровня координационных возможностей и составных элементов (Л.П. Матвеев, 2021).
Поддержание равновесия в разных позах значительно может отличаться от заданных условий, поэтому необходимо знать и регулярно совершенствовать способы фиксации и балансировки. Например, при выполнении стойки на руках необходимо достаточно жестко фиксировать положение нижних конечностей, и регулировать устойчивое положение микродвижением в плечевом суставе, при стойке на гимнастическом бревне – наоборот. Езда на велосипеде достигается за счет равномерного распределения массы тела и силы инерции и т.д. (C.И. Бочкарева, 2016).
Правильность выполнения движений имеет 2 основные стороны: качественную, представленную Н.А. Бернштейном адекватностью, которая состоит в приведении движения к планируемой цели, и количественную, которая заключается в точности движений. А в каждом случае говориться о целевой точности, связанной непосредственно с эффективным решением двигательной задачи.
Такая точность может иметь «финальный характер», относясь к конечному результату выполняемого движения. Здесь она выступает синонимом меткости. Выявлен положительный перенос целевой точности, который проявляется в разных баллистических движениях, имеющих установку на меткость. В следующей группе случаев целевая точность «имеет процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, дозированию, протяжению мышечных усилий, то есть процессу движений.
Также необходимо разделять точность воспроизведения, оценки, дифференцирования и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движений; точность реакции на объект движения; целевую меткость или точность.
Хотя в научной литературе представлена информация о том, что между этими показателями точности существуют иногда положительные связи, но гораздо больше оснований полагать, что перечисленные показатели служат относительно самостоятельными проявлениями точности, которые с различных сторон характеризуют координационные способности человека .
Исследования обеспечили возможность выделить такие виды и показатели координационных способностей: специфические, специальные и общие. Систематизация видов представлена на рисунке 1.
Рис.1.Систематизация видов
Далее на рис.2. представим показатели КС .
Рис.2. Показателей КС
Координационные способности существуют и проявляются в результате выполнения реальных движений (или определенных видов деятельности, к примеру, спортивно-игровой). В связи с этим будет являться правильным высказывание, что чем выше специальные координационные способности, тем выше и уровень развития общих КС. Специальные КС представляют собой возможности человека, которые предопределяют его готовность к управлению и оптимальному регулированию схожими по смыслу и происхождению двигательными действиями. .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2012. 304 с.
2. Бочкарева, С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов А.Г. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011.456 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для СПО/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2017. 359 с.
4. Дегтярева, Д.И., Турчина, Е.В. Современные фитнес-программы: тенденции и перспективы российской фитнес-индустрии / Д.И. Дегтярева, Е.В. Турчина //Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015 . № 3.С. 91-95.
5. Зуева, Т.Н. Влияние комплексной опытно-экспериментальной работы на функциональную и физическую подготовленность дошкольников // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 6 (61) . С. 185–187.
6. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика. Базовые комплексы. – М.: Феникс, 2010. – 421 с. С. 401-402.
7. Куликов, А.И., Курако А.А. Гимнастика. Музыкально-ритмическое воспитание с методикой преподавания. Уч.пособие для студентов высших учебных заведений., Гомель, 2022. 125 с.
8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник. - 4-е изд. / Л.П. Матвеев. - Москва: Спорт-Человек, 2021. 256 с.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высших спец. физкультурных учебных заведений / Л.П.Матвеев. – 4-е изд., стер. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2008. – 160 с.
10. Никитушкин, В.Г., Малиновский С.В. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет. //Вестник спортивной науки. – 2012. - №2. – С. 26-27.
11. Пономарева, И.А. Физиология физической культуры и спорта: учебное пособие / И.А. Пономарева. Ростов-на-Дону: издательство Южного Федерального университета, 2019. – С.73.
12. Суетина, Т.Н. Методические основы организации занятий по аэробике. Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: БГУ, 2011. - 114 с. – С. 67-68.
13. Филанова, А.В. Всё о фитнесе [Текст] / А. В. Филанова. Москва: «Спорт», 2016. 583с.
14. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 12-е изд., испр. – М. : Академия, 2016. 478 с.
15. Шпак, В.Г. Теория спорта. Краткий курс лекций / В.Г. Шпак. - Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова», 2024. 168 с.